cumtadu

16.02
02:48

PHOTOSHOP ДЛЯ ФОТОЛЮБИТЕЛЯ. Методы повышения резкости

Что такое резкость фотографии? Очевидно, она складывается из резко изображенных деталей, которые и формируют всю картинку. Тогда чем отличается резкая деталь от нерезкой? В первом случае на границе детали и фона имеется существенная разница в яркостях. Совместите краями две области – черную и белую и вы получите максимальную резкость на их стыке. А если теперь начать повышать яркость для черной части и уменьшать для белой, то чем серее они будут становиться, тем менее заметным будет переход между ними, и резкость их контуров на стыке также будет уменьшаться. Это явление лежит в основе любого повышения резкости изображения. 
В Photoshop есть два принципиально разных способа повысить резкость изображения. Один способ подразумевает использование готовых фильтров семейства Sharpen. Другой использует специальные комбинации фильтров и инструментов.
Кроме того преследуются две конечные цели высокой резкости: картинка на мониторе и после печати на принтере. Если кто-то думает, что фотография, которая хорошо смотрится на экране, так же будет выглядеть после печати, то его может подстерегать жестокое разочарование. Чтобы его избежать, стоит учесть, что для визуальной оценки качества снимка имеют значения только два экранных размера: 100% – если фото будет демонстрироваться на мониторе и 50% – для представления его вида после печати. Все другие варианты увеличения/уменьшения имеют проблемы со сглаживанием и не должны использоваться для оценки качества в целом и резкости в частности. Строго говоря, 50% увеличение тоже не идеально – при нем картинка выглядит чуть более резкой, чем предполагается, но если об этом знать, то со временем можно привыкнуть учитывать этот нюанс.
Где место увеличения резкости в технологической цепочке обработки изображения? В отличие от «командира на лихом коне» – в конце, так как любые операции со снимком почти неизбежно ухудшают его резкость. 
И, наконец, самое печальное известие: единого рецепта повышения резкости нет!
Существует минимум четыре первичных фактора, которые своим присутствием влияют на процесс повышения резкости: устройство захвата (фотоаппарат или сканер), содержание фотографии (крупные или мелкие объекты), устройство вывода (печать или монитор) и конечный размер картинки. Для достижения идеального качества придется анализировать все эти составляющие и их воздействие на фотографию, но если кто согласен на результат похуже, то вполне может использовать возможности стандартных фильтров повышения резкости. 
Так мы плавно и незаметно подошли к инструментам Photoshop. В опциях Filter (Фильтры) > Sharpen (Резкость) есть набор готовых решений, который каждый волен применять по своему усмотрению методом «в один клик». Но мы пойдем другим, более творческим и, рискну утверждать, более качественным путем. 
В фотографии давно известен метод нерезкой маски. В доцифровую эпоху, когда вся фотография опиралась на негативы и позитивы, этот метод реализовывался так: сначала с оригинального пленочного негатива печатали тоже на пленке позитив с чуть пониженной резкостью. Потом эти две пленки совмещали, и получался промежуточный негатив нерезкой маски. За счет такого сложения изображений их области с малым перепадом яркостей практически выравнивались по плотности, и на этом фоне резко проступали контуры деталей. Термин «плотность» у цифровых фотографов не очень популярен, если только они не выросли из пленочной среды. Практически он означает степень затемнения пленки. В компьютере на плотность изображения сильно влияет степень загрязнения монитора,.. однако, вернемся к нерезкой маске. Ее окончательный вариант печатали с получившегося пленочного бутерброда, максимально увеличивая контраст. После чего снова складывали с исходным негативом и теперь уже печатали окончательное изображение. Нерезкая маска почти не оказывала влияния на области с малым перепадом яркости-плотности и подчеркивала их границы. Самое интересное, что в Photoshop иногда применяется способ очень похожий на описанный, только реализуется он, естественно, иначе. 
Для начала надо определиться с тремя параметрами, которые с разной степенью активности участвуют в повышении резкости. Лучше это сделать здесь и сейчас, чтобы потом каждый раз не отвлекаться на пояснения. Итак, знакомьтесь:

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/Amount.jpg

Amount (Эффект) – параметр, который определяет силу воздействия фильтра или степень увеличения контраста: чем больше значение, тем светлые пиксели светлее, а темные темнее. Диапазон изменения параметра от 1 до 500 %. Но больше – не значит лучше. Все равно придется искать какую-то оптимальную величину для конкретного снимка и его конечного размера. 

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/Radius.jpg

Radius (Радиус) – определяет ширину области по сторонам границы резкости, которая подвергается воздействию фильтра. Пределы действия – от 0,1 до 250 пикселей. Чем меньше интервал (в пикселах) на котором происходит перепад плотностей, тем четче граница между ними. Практически это означает, что исходя из максимизации резкости нас должны интересовать малые значения Radius. C другой стороны значение Radius не должно превосходить размера мелких деталей на изображении, иначе они будут потеряны.

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/Threshold.jpg

Threshold (Порог) — порог различия плотности изображения, иначе говоря – насколько сильно по тональности должны различаться соседние пиксели. Диапазон – от 0 до 255. По умолчанию он равен нулю, и, зачастую, таким при работе он и остается. Если только не захотим ослабить действие фильтра, поскольку увеличение этого параметра препятствует повышению резкости в областях с низким контрастом. Порог также полезен для снижения цифрового шума возникающего при использовании Unsharp Mask. 

Внимание! Если все вышеизложенное вы пропустили, то рискуете потратить массу времени на бездумное дергание ползунков, но так и не добиться приемлемого результата. 


Использование Unsharp Mask (Контурная резкость)

Так выглядит оригинал фотографии, не отличающейся резкостью. Следующая последовательность действий позволит «нащупать» настройки наиболее близкие к оптимальным. Конечно, следует учитывать, что обработка изображений для Интернета несколько искажает оригинальные результаты.
http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/USM_00.jpg


Устанавливаем Radius между 1 и 3, Amount между 300 и 500% и Threshold=0. Скорее всего, при этом резкость получится слишком большой, а изображение будет выглядеть просто безобразно.
http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/USM_01.jpg


Теперь двигаем ползунок вправо (будут появляться ореолы вокруг деталей) и влево до достижения приемлемого качества изображения. Все это должно происходить при 100% увеличении! Наиболее симпатичный результат получился при Radius=0,6. В дальнейшем это значение может быть откорректировано.
http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/USM_02.jpg


http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/USM_03.jpg
Займемся Amount, причем настроим его для струйной печати – следовательно, масштаб уменьшаем до 50%. Резкость должна выглядеть несколько завышенной и тем больше, чем больше будет конечный размер изображения. В нашем случае остановимся на Amount=170%. Заметьте, что все величины выставляются «на глаз», и очень зависят от личного опыта и пристрастий автора!


http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/USM_04.jpg
Threshold – последний этап. Надо подобрать его величину такой, чтобы убрать артефакты и цифровой шум с гладких поверхностей. Такое сознательное снижение резкости скажется положительно на изображении в целом. Качество контролируем по окну предпросмотра. Для фотокамер, делающих малошумные снимки, этот параметр может оставаться равным нулю, но в данном случае его пришлось увеличить до 19.


Контрольный отпечаток покажет, насколько правильно были подобраны значения параметров и в какую сторону их надо корректировать. Но даже если фотографию не печатать, то такое «упражнение» дает хорошую возможность почувствовать работу фильтра и определить правильную последовательность действий с ним.
Посмотрим несколько усложненный способ использования фильтра Unsharp Mask.


http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/dogs_1.jpg

Создаем копию слоя и применяем к ней режим наложения Luminosity (Яркость). Это позволит избежать неравномерных цветовых переходов, к которым Unsharp Mask имеет склонность. К тому же в данном случае важно подчеркнуть яркость.

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/dogs_2.jpg

К новому слою применяем фильтр Filter > Sharpen > Unsharp Mask. Amount задаем большим – около 300%. Radius наоборот – всего 1,3. Ориентируемся на сильное увеличение резкости слегка за гранью допустимого. Где у кого эта грань располагается – зависит от личных творческих способностей. Для Radius помним правило: чем мельче детали – тем меньше Radius. И наоборот.

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/dogs_3.jpg

Несколько чрезмерное увеличение резкости сглаживаем нехитрым приемом. Кликаем правой клавишей по слою и в контекстном меню выбираем опцию Blending Option (Параметры наложения). И в появившемся окне обратим внимание на нижнюю градиентную полоску.

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/dogs_4.jpg
Удерживая нажатой клавишу Alt, кликаем по белому ползунку и, не отпуская курсора, разделяем его на две части. Растаскивая половинки мы проявляем яркие участки нижнего слоя сквозь верхний. Если при применении фильтра усилился цифровой шум, то аналогично поступаем с черным движком.

Фильтр Unsharp Mask в чистом виде или с небольшой добавкой как в нашем примере весьма сильное средство, поэтому при работе с ним надо соблюдать определенную осторожность, придерживаясь врачебной заповеди «Не навреди!».
Между тем легко заметить, что Unsharp Mask имеет серьезные недостатки. Во-первых, фильтр одинаково обрабатывает все изображение, не отличая те места, где резкость вообще повышать не нужно. Во-вторых, если фотография имеет цифровой шум, то фильтр сделает его еще сильнее. Конечно, можно увеличить значение порога Threshold, но поплатиться за это потерей мелких деталей. Наконец, в-третьих, этот метод повышения резкости относится к разрушительным для изображения. Происходящие изменения впоследствии нельзя будет нейтрализовать или просто смягчить без дальнейшего сильного ухудшения качества.
Фильтру Unsharp Mask есть альтернативные решения, и одно из них – Smart Sharpen (Умная резкость). Он изменяет резкость с учетом тональных особенностей снимка и имеет два преимущества перед Нерезкой маской.

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/SmartSharpen_00.jpg

Первое заключается в наличии опции Remove (Удалить), которая задает варианты размывания изображения. Это расширяет творческие возможности фотографа. Второе – позволяет работать раздельно с темными и светлыми частями картинки и устанавливать для них различные степени повышения резкости.
Несмотря на «продвинутость» этого инструмента по сравнению с Unsharp Mask, он тоже не лишен недостатков. Не решен вопрос неповышения резкости для гладких поверхностей, которым резкость и не нужна. Шум, подавляемый в тенях, может увеличиться в светах. И изменение резкости все также остается разрушительным для снимка. Поэтому самое время обратиться к методу, который совсем не использует инструменты резкости, но, тем не менее, ее повышает.


Использование High Pass (Цветовой контраст) 
Этот метод поднимает увеличение резкости на новый качественный уровень, наиболее гибкий в достижении поставленной цели и имеет два существенных преимущества. Первое состоит в том, что работа производится на отдельном слое. Это не только уничтожает разрушительный характер изменений, но и позволяет регулировать или вообще отказаться от них без ущерба для изображения.
Второе связано с тем, резкость повышается строго по краям деталей, не затрагивая иные области снимка.


Работа начинается с дублирования исходного фонового слоя, к которому применяется режим наложения Hard Light (Жесткий свет).
http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/HighPass_00.jpg


К новому слою применяем фильтр Filter (Фильтры) > Other (Другие) > High Pass (Цветовой контраст). Он имеет один единственный регулятор – Radius. Чем меньше деталей на изображении, тем Radius должен быть больше. Задача состоит в том, чтобы увеличить его до такой степени, когда мелкие детали заметны без ухудшения их качества. В нашем случае это 2,9 пикселя.
http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/HighPass_01.jpg


Заключительный этап корректировки будет состоять из выбора режимов наложения: Hard Light (Жесткий свет) или Soft Light (Мягкий свет) и уровня их Непрозрачности (Opasity). Мягкий свет с низким уровнем Непрозрачности создает самое мягкое применение метода и минимальным увеличением резкости, и наоборот, Жесткий свет и 100% Непрозрачности дает максимальную резкость.
http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/HighPass_02.jpg

Работа с отдельным слоем в этом методе должна успокоить фотографа – сделанные изменения легко могут быть отменены или вообще уничтожены. Кроме того, такое увеличение резкости отлично сочетается с любой другой обработкой снимка. Но если вы подумали, что мы наконец-то добрались до истины, которая всегда была где-то тут, недалеко, то Photoshop снова готов обрушиться на вас своей многовариантностью. Не верите? Пожалуйста – еще один способ использования High Pass.

Так же как в первом создаем копию основного слоя, но на этот раз лишаем ее цвета: Image (Рисунок) > Adjustment (Коррекция) > Desaturate (Обесцветить). Задаем режим наложения Overlay (Перекрытие) и применяем фильтр High Pass. Результат получаем аналогичный предыдущему. Усилить эффект можно дублируя копию слоя с наложением Overlay столько раз, сколько понадобиться для достижения наилучшей на ваш взгляд резкости.
http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/HighPass_03.jpg


Помните, из детства: «Сказка – ложь, да в ней намек…»? Так и здесь – если кто-то предлагает в Photoshop какой-нибудь способ сделать что-либо, это не значит, что вы не сможете сделать то же самое своим собственным способом. Не исключено, что лучшим. Или приципиально иным. Как, например, использование другого цветового пространства.
Повышение резкости в LAB
Ранее рассмотренные методы повышения резкости имеют еще один недостаток, о котором не упоминалось – возможное искажение цвета на границах деталей. Это вызвано тем, что пространство RGB, в котором снимает по умолчанию любой фотоаппарат, неразрывно связано с цветами и их затрагивает все, что в нем происходит.


http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/LAB.jpg

Исходная фотография сделана в RGB, а цветовое пространство LAB информацию о цвете содержит в каналах А и В, и нам для работы может предоставить только данные о яркости в канале Lightness (Яркость).

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/LAB_00.jpg

Переводим изображение в пространство LAB: Image (Изображение) > Mode (Режим) > Lab Color (Цветовое пространство LAB). В палитре Channels (Каналы) делаем копию слоя Lightness (Яркость). Картинка становится черно-белой.

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/LAB_01.jpg

К новому слою применяем фильтр Filter (Фильтр) > Stylize (Стилизация) > Glowing Edges (Свечение краев) с параметрами Edge Width (Ширина края) = 1, Edge Brigthness (Яркость края) = 14, Smoothness (Гладкость) = 3.

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/LAB_02.jpg

К этому же слою применяем еще один фильтр – Filter (Фильтр) > Blur (Размытие) > Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) с Radius (Радиус) = 0,5. Загружаем выделение – удерживая нажатой клавишу Ctrl кликаем по каналу Lightness copy.

http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/LAB_03.jpg

Переходим на слой Lightness и, не отменяя выделения, применяем фильтр Filter (Фильтр) > Sharpen (Резкость) > Unsharp Mask (Контурная резкость) с параметрами Amount = 400%, Raduis = 0,5 (зависит от конечного размера снимка), Threshold = 0 (всегда!). Снимаем выделение – Ctrl+D, и удаляем слой Lightness copy. После чего изображение снова возвращаем в пространство RGB.


Обогащенные опытом предыдущих преобразований вы уже в состоянии самостоятельно проанализировать, что происходило с изображением на каждом из этапов LAB-метода. Но он также не лишен недостатков. Во-первых, в этом методе используются два фильтра-преобразования, каждый из которых ухудшает качество картинки. Во-вторых, использования его требует склеивания всех слоев или удаления не принимающих в нем участия. В любом случае, это настолько большие и необратимые изменения, что многие фотографы просто на такое не могут согласиться. 
Самый главный вывод, который можно сделать из всей этой истории неутешителен: метода, который бы повышал резкость, не ухудшая других параметров изображения и уживался бы без проблем с иными корректировками картинки не существует. Один сплошной компромисс.
Автор: Игорь Ульман , источник  http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/3-14.htm
 

PHOTOSHOP ДЛЯ ФОТОЛЮБИТЕЛЯ. Методы повышения резкости


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки